Алкоголизм и табакокурение среди подростков

1.1 Алкоголизм и курение подростков в современности

На долгом и трудном пути развития человечества люди, как эстафетную палочку, передают от родителей к детям, от предшествующих поколений и последующим не только жизненный опыт, нравственные ценности, добрые традиции, но и их антиподы, которые как железные путы, как враги, мешают двигаться вперед, к светлому будущему.

Одним из таких извращенных элементов человеческого бытия, глубоко проникшим в современную цивилизацию, ставшим частью культуры, а правильнее сказать субкультуры, является табакокурение и алкоголизм.

Проблема потребления спиртных напитков и курения, связанных с ней тяжелых последствий в личности и общества возникла не сегодня, и даже не вчера, — истоки ее уходят в древний мир.

Но именно сейчас, когда человечество вышло в космос, создало роботы, и ЭВМ, постигает тайны гена, табакокурение и алкоголизм встают во всем неприглядном, обнаженном виде, как зло, которое должно быть уничтожено, как и запасы ядерного оружия.

Многие родители считают, что нет ничего страшного в том, что в праздник 12-13 летний сын выпьет с ними немного вина, пива или водки. Но они жестоко ошибаются. Алкоголь – яд, в какой бы красивой упаковке он не подавался. И неважно, что будет пить подросток: пиво, «бормотуху», шампанское или водку. Современно, к примеру, звучит такое высказывание: «Молодежь теперь любит роскошь. У нее плохие манеры. Она презирает авторитет, у нее нет уважения к старшим. Она занимается болтовней, в то время как надо работать. Молодые люди уже не встают, когда входят старшие…Они, противоречат своим родителям, пустословят в обществе, заглатывают за столом еду, кладут ноги на ногу и тиранят отца и мать» Чем не сегодняшний день? А ведь слова эти сказаны Сократом более двух тысяч лет назад.

В эпоху акселерации и неодинакового физического развития одной и той же возрастной группы черты, присущие подростковому возрасту, проявляются особенно отчетливо. Это, прежде всего, стремление к самостоятельности, к высвобождению из-под опеки и контроля взрослых, стремление к группированию со сверстниками, появление всякого рода увлечений (хобби), как правило, модных, а также рано и сильно пробуждающееся половое влечение.

Есть еще один фактор, усугубляющий сложности переходного возраста в нашу бурную эпоху. Когда все круто меняется – от уклада быта, одежды, распространенных развлечений и до системы профессиональной подготовки, когда чуть ли не каждый день появляются новые, ранее неизвестные специальности, когда лавина самой разнообразной информации обрушивается на еще неокрепший разум – тогда гораздо труднее встать во взрослую самостоятельную жизнь, разбираться в своих желаниях и возможностях. Поэтому, говоря о «трудном возрасте» и «трудных подростках», надо помнить, что они трудны не только для взрослых. Самим подросткам в эти годы бывает очень нелегко.

Отношение подростков к алкоголю, причина ранней алкоголизации интенсивно изучаются сейчас во всем мире. Тревога по этому поводу не случайна. Сегодня в США, например, каждый седьмой юноша в возрасте 17 лет злоупотребляет алкоголем. Исследования, проведенные в штате Калифорния, дали следующие красноречивые цифры: в 1968 году алкоголь употребляли 65 % учащихся; в 1969 – 73 %; в 1970 – 74 5 % ; в 1971 – 77 %; в 1972 – 81 %; в 1973 – 85 %; в 1974 – 86 %.

Бельгийские социологи отмечают, что 40 % мальчиков и 27 % девочек в день выпивают не менее стакана пива. Около 70 % учащихся 7-9 классов Канады более или менее часто употребляют алкогольные напитки. Немецкий ученый Нейберт в своей монографии «Юноши и алкоголь» пишет, что только с 1952 по 1957 год число молодых алкоголиков в ФРГ выросло на 25 %.

Интересные данные получены специалистами швейцарского института по борьбе с алкоголизмом, изучавшими мотивы употребления подростками 12-16 лет спиртных напитков (см. приложение № 1).

В нашей стране среди подростков, употребляющих алкоголь, сравнительно немногие злоупотребляют им, однако «сам факт приобщения вызывает серьезную озабоченность и тревогу» при этом поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживается их характерная эволюция в зависимости от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита», «лечат вином» или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам). В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: «праздник», «семейное торжество», «день рождения», «гости» и т.д. С 14-15 лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и т.д. Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем. Для девочек типична в основном вторая, «традиционная», группа мотивов. Инициатива первого употребления алкоголя чаще всего принадлежит родителям и ближайшим родственникам.

Еще одно пагубное пристрастие – это курение. Почему же люди курят? Спросите любого, кто когда-либо закурил сигарету, и никто не подтвердит, что он сделал первую затяжку ради удовлетворения своей физиологической потребности в никотине. Ответ будет почти у всех одинаков: хотелось быстрее стать взрослым, приобщиться к тому, что ново и модно.

Подростки, вступающие во взрослую жизнь, жадно присматриваются и усваивают «взрослые» нормы жизнедеятельности. Осваивая мир взрослых, они неизбежно сталкиваются с такими явлениями, как курение. Подражая старшим, молодые люди приобщаются к курению, а со временем сами становятся источником подражания для других.

Современные поколения оказались безоружными против никотина потому, что его распространение сопровождалось активной эстетизацией как упаковки, так и самого процесса курения. Вспомните, какая лавина «молодежных» повестей и фильмов хлынуло в 60-е годы, принеся с собой массу клипных героев, которые при малейшей мыслительной и душевной нагрузке судорожно тянулись к сигарете.

Где учатся курить? Во дворе? На улице? В школе? «Нет» — отвечают английские ученые, которые провели широкое исследования среди семи тысяч школьников, и уточняют: «Дома». Оказывается, на маленьких курильщиков самое плохое влияние оказывает пример курящих родителей или старших братьев и сестер. 60 % детей от 9 до 11 лет, которые взяли в руки сигарету, растут в семьях курильщиков. А в домах у тех, кто никогда не пробовал «побаловаться» дымком, курят только в пяти случаях из ста.

Вот как объясняют привычку курить подростки. «Когда закуриваю папиросу, чувствую себя увереннее, свободнее, более взрослой. Папироса помогает в установлении дружеских контактов со сверстниками, является лекарством от моей несмелости», — заявила 15-летняя девочка. «Я стал курить, — говорит, — годом старше подросток, — так как боялся прозвища «маменькин сын» или «щенок». При беседе с детьми, начиная уже с дошкольного возраста, необходимо акцентировать внимание на вреде курения, так как нет безопасного окурка, нет только одной папиросы, выкуренной для придания важного вида, нет «одурачения», нет «детскости». За первой папиросой следует вторая, а затем и привыкание.

В работе рассмотрены теоретические аспекты возникновения, распространения и профилактики социальных болезней, дана характеристика социальных болезней, рассмотрена система профилактических мероприятий по борьбе с алкоголизмом и табакокурением среди подростков.

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

(ГБПОУ Колледж «Царицыно»)

КОНКУРС СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ, АЛКОГОЛИЗМА, ТАБАКОКУРЕНИЯ, ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Тема: «Проблема табакокурения и алкоголизма среди молодежи и ее профилактика»

студент группы Т-01

  1. Глава 1. Теоретические аспекты возникновения, распространения и профилактики социальных болезней

1.1. Характеристика социальных болезней (наркомания, табакокурение, алкоголизм, токсикомания)

1.2 Сущность профилактики

  1. Глава 2. Профилактика социальных болезней у подростков

2.1 Система профилактических мероприятий по борьбе с алкоголизмом среди подростков.

2.2 Система профилактических мероприятий по борьбе с табакокурением среди подростков

Подростковый возраст – это период перехода от детства к взрослому состоянию. В этом возрасте происходят значительные изменения в физиологической сфере человека, в эмоционально-личностной и психологической. Как таковых «легких» подростков просто не существует. Подросток «труден» как для окружающих, так и для себя самого. В этом возрасте происходит взросление: развивается самосознание, возникают новые формы поведения, меняются особенности мышления, формируется мировоззрение человека и т.д. Из всего этого многие ведущие психологи на первое место ставят чувство взросления и развитие самосознания, самоидентификацию.

Для подросткового возраста характерна смена деятельности. На первый план выходит уже не учеба, а общение со сверстниками. К сожалению, у многих подростков оказываются не сформированными базовые социальные навыки. Потребность в общении сталкивается с элементарным неумением общаться, неумением слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на критику и критично оценивать высказывания и действия других людей.

Взросление нередко сопровождается целым рядом специфических подростковых реакций – реакцией эмансипации (которая может иногда выступать в форме детского негативизма), реакцией группирования со сверстниками, реакцией подражаний, развитием хобби и т.д.

Особенности подросткового возраста приводят к тому, что этот возраст оказывается периодом риска начала употребления табака и алкоголя. Лечение уже развившихся социальных заболеваний — процесс трудный и до сих пор недостаточно эффективный. Как и при любом заболевании, профилактика может оказаться гораздо продуктивнее любого лечения.

Первое употребление алкоголя и сигарет часто происходит именно в подростковом возрасте. Нередко из любопытства, в компании, из желания доказать свою «взрослость», быть «как все». Часть тех, кто подростком попробовал алкоголь и табак, в дальнейшем продолжает их употреблять, образуя группу риска для развития зависимости.

Подростковый возраст (особенно младший подростковый) является тем периодом, когда особенно остра необходимость в проведении именно профилактических мероприятий по предотвращению форм делинквентного поведения.

Так как во многом причиной начала употребления алкоголя и табака лежат в социально-психологических сложностях подросткового возраста, психологических проблемах процесса взросления, то и профилактика этих явлений ставит во главу угла помощи подростку именно развитие определенных социально-психологических навыков.

Глава 1. Социальные болезни

Характеристика социальных болезней (табакокурение, алкоголизм).

Социальные болезни – болезни, возникшие под влиянием неблагоприятных условий социально-экономического строя. К социальным болезням относят: наркоманию, алкоголизм, табакокурение, токсикоманию и др. Рассмотрим лишь небольшую часть социальных болезней.

Табакокурение (или просто курение) – вдыхание дыма тлеющих высушенных или обработанных листьев табака, наиболее часто в виде курения сигарет. Одна из самых распространенных социальных болезней, иногда приводит к серьезным нарушениям здоровья.

Родиной табака считают Южную Америку, откуда он был завезен испанцами в XVI веке. Вначале табак употребляли, нюхая его, или для жевания, но постепенно стали применять для курения, при котором особенно действует основа табака – никотин. Никотин оказывает слабое возбуждающе действие на центральную и периферическую нервную систему, повышает кровяное давление, сужает мелкие сосуды, учащает дыхание, повышает секрецию пищеварительной системы. Помимо никотина, опасны и продукты сгорания табака. Вдыхание дыма, содержащего продукты сгорания табака, уменьшает содержание кислорода в артериальной крови, вызывает раздражение слизистой оболочки бронхов, приводящее затем к хроническому бронхиту и постепенному развитию эмфиземы легких. Курильщиков всегда беспокоит кашель. Табачный дым опасен и для некурящих. Пребывание в накуренном помещении (пассивное курение) особенно неблагоприятно действует на здоровье детей.

Курение табака – частая причина возникновения злокачественных опухолей полсти рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной личность курильщика, а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос. Действие никотина особо опасно в юности и старческом возрасте, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию.

Вред табакокурения настолько значителен, что в ряде стран введены меры, направленные против табакокурения. Многие курильщики считают, что, прекратив курить, можно заболеть. Это неверно: отказ от яда никогда не вреден. Распространено мнение, что с прекращением курения человек полнеет. Действительно, в первые недели имеется прибавка в весе за счет снижения активности общего обмена; в дальнейшем обмен восстанавливается. Курящие люди умственного труда считают, что курение помогает концентрации внимания и решению интеллектуальных задач.

При достаточном желании отвыкнуть от курения табака нетрудно даже после многих лет его употребления. Обычно в течение 3-5 дней после прекращения курения отмечается чувство неудовлетворенности, некоторая раздражительность, легкое расстройство сна, временное повышение аппетита, редко головные боли. В ряде случаев отвыкнуть помогает врач-норколог, использующий медикаменты и психотерапию. Самостоятельно принимать такие медикаменты опасно, так как все они обладают стимулирующими свойствами и могут вызвать нарушения сердечной деятельности.

Алкоголизм – наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. При алкоголизме происходит деградация человека как личности; потеря своего внутреннего «Я».

В повседневной жизни алкоголизмом также может называться простое влечение к употреблению алкогольных напитков, при котором притупляется способность распознавать негативные последствия употребления алкоголя.

Употребление алкоголя вызывает алкоголизм (что следует по определению), но это не означает, что любое использование алкоголя ведет к алкоголизму. Развитие алкоголизма сильно зависит от объема и частоты употребления алкоголя, а также индивидуальных факторов и особенностей организма. Некоторые люди подвержены большему риску развития алкоголизма ввиду специфичного социально-экономического окружения, эмоциональной и/или психической предрасположенности, а также наследственных причин.

Алкоголизм характеризуется сильной психической и физической зависимостью от алкоголя (алкогольная зависимость). Алкоголизм, как патология, проходит несколько этапов развития, которые характеризуются постепенным увеличением алкогольной зависимости, уменьшением возможности самоконтроля в отношении употребления спиртных напитков, а также прогрессивным развитием различных соматических нарушений, вызванных хронической интоксикацией алкоголем.

Наиболее простая дифференциация алкоголизма основывается на присутствии клинических и психических признаков алкогольной зависимости, а также частоте и количестве употребляемого алкоголя.

Различают следующие группы лиц:

  • Лица не употребляющие алкоголь.
  • Лица умеренно потребляющие алкоголь.
  • Лица злоупотребляющие алкоголем (развитие алкогольной зависимости).
  • Без признаков алкоголизма.
  • С начальными признаками алкоголизма (утрата ситуационного и дозового контроля, запои).
  • С выраженными признаками алкоголизма (регулярные запои, поражение внутренних органов, психические нарушения, свойственные алкоголизму).

Из вышеприведенной классификации можно заметить, что алкогольная зависимость развивается от случайных эпизодов употребления алкоголя до развития тяжелого алкоголизма.

В развитии алкоголизма различают продром и три основные стадии:

«Продром» считается «нулевой» стадией алкоголизма – на этом этапе еще нет болезни, но присутствует «бытовое пьянство». Человек употребляет спиртные напитки «по ситуации», как правило, с друзьями, но редко напивается до потери памяти или до иных тяжелых последствий. Пока стадия «продрома» не перешла в алкоголизм, человек сможет без вреда для своей психики прекратить употребление алкогольных напитков на любое время. При продроме человек в большинстве случаев равнодушно относится к тому, будет ли в ближайшее время выпивка, или не будет. Выпив в компании, человек, как правило, не требует продолжения, и не выпивает затем самостоятельно.

На первой стадии алкоголизма больной часто испытывает труднопреодолимое желание употребить алкоголь. При невозможности употребления спиртного чувство влечения на время проходит, однако в случае употребления алкоголя контроль по отношению к количеству выпитого резко падает. На этой стадии заболевания состояние опьянения нередко сопровождается чрезмерной раздражительностью, агрессивностью, и даже случаями потери памяти в состоянии опьянения. У алкоголика пропадает критическое отношение к пьянству и появляется тенденция оправдать каждый случай потребления алкоголя. Первая стадия алкоголизма постепенно переходит во вторую.

На второй стадии алкоголизма значительно возрастает выносливость к спиртному. Влечение к спиртному становится более сильным, а самоконтроль слабеет. После употребления даже малых доз спиртного больной теряет способность контролировать количество выпитого. В пьяном состоянии он, как правило, ведет себя непредсказуемо и порой опасно для окружающих.

На третьей стадии алкоголизма выносливость к алкоголю падает, а потребление алкоголя становится практически ежедневным. Наблюдается значительная деградация личности больного с необратимыми изменениями психики. Нарушения со стороны внутренних органов нарастают и становятся необратимыми (алкогольный гепатит, алкогольная энцефалопатия и др.).

1.2 Сущность профилактики

Основной задачей борьбы с социальными болезнями у подростков является организация профилактической работы, направленной на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни.

Профилактика – это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и всемерное укрепление здоровья.

Сегодня профилактика представляет собой систему комплексных мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья людей. Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения болезней. Вторичная профилактика подразумевает меры по задержанию развития болезни. Третичная профилактика ставит целью предотвращение инвалидности путем реабилитационных мер.

Основной акцент должен ставиться на меры первичной, превентивной профилактики, которая является наиболее массовой и эффективной. Она основывается на комплексном системном исследовании влияний условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения. К мероприятиям первичной профилактики относятся меры защиты, которые могут воздействовать либо на пути неблагоприятного влияния провоцирующих факторов, либо на повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным факторам.

Предложено также иное разделение профилактики на первичную, вторичную и третичную в зависимости от поля деятельности. К первичной профилактике относят все, что адресовано ко всему населению (от системы запретов и наказаний до санитарного просвещения), вторичная профилактика направлена на выявление групп риска, а третичная – непосредственно на злоупотребляющих лиц. Одной из важнейших проблем профилактики является консолидация усилий ведомств и учреждений, так или иначе имеющих к ней отношение.

В этой связи необходимо прояснить позиции участников профилактического процесса. Во-первых, это организации, которые объединяются под руководством одного курирующего ведомства. Выделение главного элемента в профилактической структуре позволяет оптимизировать деятельность всей системы, четко определить объем и направление усилий, сформулировать ожидаемые результаты, выделить ответственных на отдельных этапах. Целесообразным будет создание нового органа, который возложит на себя подобные функции и сможет объективно проанализировать возможности каждой подведомственной организации в реализации профилактической программы, скорректировать ее для различных возрастных и социальных групп.

Во-вторых, это собственно те, на кого направлены профилактические мероприятия, т.е. население в широком смысле слова. Ответственное отношение организаторов профилактики к своим действиям позволит сформировать подобное отношение у участников профилактики, которое обеспечит оптимальный уровень мотивации и исключит потребительское отношение к проводимым мероприятиям. Взаимная заинтересованность обеих сторон в процессе дает право рассчитывать на больший результат.

Таким образом, вышеупомянутые социальные болезни наносят непоправимый вред здоровью подростков, так как именно в подростковом возрасте велик соблазн все попробовать самому. Не зря наркоманию, алкоголизм и табакокурение называют «болезнями века». Учеными доказано, что возникновение пагубных пристрастий напрямую связано с социальной незащищенностью подростков: неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие возможности занять себя чем-то полезным в свободное от учебы время, конфликты в семье и др. Для профилактики социальных болезней у подростков разработана система профилактических мероприятий.

Глава 2. Профилактика социальных болезней у подростков

2.1 Система профилактических мероприятий по борьбе с алкоголизмом среди подростков.

Беседы, лектории по проблемам семьи и нарко-алкогольной зависимости, консультации специалистов, дни открытых дверей, конкурсы плакатов, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на формирование у детей и подростков позитивных социальных и антинаркоалкогольных установок. При всем многообразии форм профилактической деятельности, основное направление программы – профилактические беседы.

Консультирование является одной из основных форм работы с детьми и родителями. Оно носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые.

Индивидуальное консультирование предполагает оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка, взаимоотношений с педагогом, сверстниками и родителями.

В процессе консультирования решаются проблемы, которые человек не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда он не понимает проблемы, не видит ее причин, путей решения, не верит в свои возможности и силы, либо находится в состоянии стресса.

Диагностическая работа направлена на выявление количества учащихся группы «риска» и нуждающихся в помощи, на осведомленность детей об опасности использования наркотических веществ, особенностей воздействия алкогольных и наркотических средств на организм и, что предпринять в случае, если их заставили распространять наркотики.

Данные, полученные в результате анализа анкет-опросников, используются для планирования образовательного процесса Муниципального образовательного учреждения и коррекции девиантного поведения.

Данный проект работы по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков является вариативным, так как его содержание может быть дополнено в ходе реализации.

Проект состоит из следующих разделов.

1. Законодательно-нормативная база для организации системы профилактической работы.

2. Система профилактических мероприятий:

семинары и тренинги по повышению мастерства специалистов (учителей-предметников, классных руководителей) в области профилактики наркомании и алкоголизма;

просветительские семинары для педагогов; просветительские родительские собрания;

тренинговые занятия и тематические классные часы для учащихся 1–11-х классов.

3. Анкетирование учащихся с целью выявления уровня осведомленности и отношения к проблеме наркомании (тесты, анкеты-опросники).

4. Проведение конкурсов творческих работ учащихся. Индивидуальные творческие работы и коллективные творческие дела (выпуск газет, изготовление плакатов, съемка видеороликов, конкурс актерского мастерства).

5. Участие в городских конкурсах профилактической направленности.

6. Проведение спортивных и развлекательных мероприятий под знаком пропаганды здорового образа жизни.

7. Семинары и лекции приглашенных специалистов.

8. Система информационного обеспечения для повышения эффективности профилактической работы (оформление переносных стендов; классных уголков) и методические рекомендации.

2.2 Система профилактических мероприятий по борьбе с табакокурением среди подростков.

Профилактика табакокурения среди подростков должна начинаться, когда стереотипы поведения и мышления ещё не сформировались. Когда ещё нет стойкой табачной зависимости. Только в случае такого подхода, можно надеяться на какой-то положительный результат.

В нашей стране практически не проводится профилактика табакокурения среди подростков, скорее наоборот имеются все условия и возможности, чтобы начать курить. Идёт пропаганда не здорового образа жизни, а стиля жизни, где главный девиз «бери от жизни всё». И такой стиль жизни широко пропагандируется посредством рекламы, кинематографа, телевидения. На фоне этого слабые попытки внедрить в общественное сознание ведение здорового образа жизни, кажутся примитивными.

Профилактика табакокурения среди подростков – это не только профилактика никотиновой зависимости, но и профилактика сохранения здоровья всей нации, это реальная возможность увеличить продолжительность жизни, предотвратить развитие распространённых заболеваний сердечно-сосудистой системы, хронических бронхо-лёгочных заболеваний, рака лёгких и других болезней.

Чтобы профилактика табакокурения среди подростков была полной, она должна проводиться в двух направлениях:

  • Первичная профилактика табакокурения;
  • Вторичная профилактика табакокурения.

Первичная профилактика табакокурения. Меры первичной профилактики направлены на предотвращение начала курения. Первичная профилактика табакокурения среди подростков должна осуществляться на уровне семьи и школы. В семье закладываются основы ведения здорового образа жизни, родители формируют у детей правильное (негативное) отношение к вредным привычкам. Школа также выполняет данные функции. На уровне школы должны проводиться не только просветительные мероприятия, рассказывающие о вреде курения, но и наглядные демонстрации последствий курения.

Вторичная профилактика табакокурения.

Данное направление профилактики способствует прекращению курения у тех подростков, которые уже курят.

Чтобы меры вторичной профилактики оказались действенными нужно выявить индивидуальные особенности курения каждого конкретного подростка. Только после этого дальнейшая профилактическая работа будет эффективной.

К методам вторичной профилактики можно отнести индивидуальную консультацию психолога и обучение подростков методам релаксации. На индивидуальной консультации психолог должен помочь подростку сформировать твёрдую мотивацию к отказу от курения. Знание методов релаксации поможет подростку руководить своим эмоциональным состоянием, научит расслабляться в различных стрессовых ситуациях. Это будет способствовать более лёгкому отвыканию от привычки – снимать эмоциональное напряжение курением.

Также к методам вторичной профилактики относятся групповые тренинги-дискуссии, на которых подростки закрепляют полученную от психологов информацию (вести здоровый образ жизни, методы защиты от давления сверстников).

Сложившаяся в стране и в мире ситуация со значительным употреблением подростками алкоголя, наркотиков, табака и других психоактивных веществ оказывает негативное воздействие практически на все сферы жизни общества и весьма неблагоприятно отражается на здоровье населения – увеличивается количество неблагополучных семей, падает уровень рождаемости, снижается трудовой потенциал населения.

Проблема социальных болезней подростков сложна. Она может быть решена лишь в результате комплекса различных мероприятий: экономических, воспитательных, организационных, правовых, медицинских.

Изучив специфику и пути решения проблем профилактики социальных болезней подростков, можно сделать вывод, что содержание профилактических мероприятий должно определяться характером тех причин и условий, которые ещё способствуют сохранению в нашем обществе социальных болезней и которые надо устранить или нейтрализовать.

Исследование показало, что подростки достаточно информированы о вреде алкоголя, но уверены, что конкретно их здоровью вред нанесён не будет. Однако, после проведения профилактического мероприятия, в два раза увеличилось число подростков, осознающих вред алкоголя для себя. Исходя из этого, можно сделать вывод, что профилактика социальных болезней у подростков окажет необходимое воспитательное воздействие лишь при условии, если разъяснение и убеждение будут подкреплены наглядными примерами. Если профилактика будет своевременной, то удастся достичь ещё большего положительного эффекта и избежать проблем социальных болезней в обществе в целом. Также, в ходе исследования выяснилось: подростки более осуждают сверстников за нежелание «покурить» с ними, чем поощряют данное нежелание. Ситуация изменилась после проведения профилактического мероприятия: уважение к отказавшемуся от сигареты стали испытывать более половины опрашиваемых. Следовательно, при формировании нетерпимого, осуждающего отношения общества к социальным болезням, в частности, к курению, употреблению алкоголя, наркотиков, возможно снижение числа подростков, делающих это «за компанию», что станет ещё одной ступенью на пути к преодолению социальных болезней у подростков и в обществе в целом. Прежде всего, необходимо обратить серьёзное внимание на организацию быта и досуга подростков, развитие их культурных интересов. Ведь наркомания, алкоголизм, курение тесно связаны с неумением человека занять себя интересным делом, с бессодержательным времяпрепровождением. Физическая культура, спорт, занятия в кружках, библиотеках, правильная организация свободного времени – всё это противостоит развитию социальных болезней. А утверждение здорового образа жизни – важная общегосударственная задача. Всеми силами способствовать её решению – долг всех людей. В целях защиты здоровья, предупреждения формирования социальных болезней и нравственной деформации личности подростков целесообразно тщательно следить за соблюдением ограничения продажи сигарет и алкоголя несовершеннолетним, а так же запретить рекламу этих товаров. Борьба с социальными болезнями – крупнейшая социальная и медицинская проблема любого государства. Вред алкоголя, табакокурения, особенно для детского подросткового организма, доказан. Даже малые дозы этих веществ могут стать причиной несчастий: травм, автокатастроф; лишения работоспособности; распада семьи; утраты духовных потребностей и волевых черт; заболеваний и даже смерти. А значит, необходимо сделать всё возможное, чтобы не допустить социальных болезней подростков. При условии систематической профилактической работы можно предупредить проявления социальных болезней подростков на ранней стадии их развития, в дальнейшем можно избежать проблем социальных болезней в обществе в целом.

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О наркотических средстваз и психотропных веществах» (Введен в действие с 15 апреля 1998г).
  2. Материал для проведения выступлений по проблемам наркомании среди несовершеннолетних. – ООР УИМ и ППН МОБ УВД.
  3. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Курение. Природные и бытовые яды / А.О. Шпаков.– С.-П.: Зенит, 2000. –363с.
  4. Антикризисное поведение: сущность, проблемы, тенденции: Сборник научно-методических трудов / Под общ. ред. Н.В. Калининой, М.И. Лукьяновой. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. – 108 с.
  5. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.Н. Психология наркотической зависимости и созависимости: монография. – М.: МПА, 2001. – 213с, с.76
  6. Битенский В.С. Наркомания у подростков. Киев: Здоровье, 2004
  7. Болотовский И.С. Наркомании. Токсикомании. – Казань, изд-во Казанского университета, 1989.
  8. Валеология: Учебник для вузов/ В.П. Соломин, Л.Г. Стамова. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416с.
  9. Волков С. Проблемы школьников // Основы безопасности жизни. – 2004. – №9. – С. 40.
  10. «Вред курения»- anti-smoking 22.10.07
  11. Дементьева И.Ф. Подростки и наркотики. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2001.
  12. Иванова Ж.Е. Социология девиантного поведения. – М., 2000.
  13. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников: Монография. – Ульяновск: УИППРО, 2003. – 208с.
  14. Круглянский В.Ф. Наркомании и токсикомании у подростков. – Минск, Вышешая школа, 1989.
  15. Латышев, Г.В., Бережная, М.А. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. — М.: Медицина, 1999. -158 с.
  16. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Академия, 2001.
  17. Минко А.И. Алкогольная болезнь : Новейший справ. М.: Эксмо, 2004
  18. Мороз О. Группа риска. – М.: Просвещение, 2000.
  19. Организация мероприятий по профилактике наркомании. – Санкт-Петербург, 1997.
  20. Организация работы по профилактике наркомании и токсикомании среди подростков Ульяновской области: Методические рекомендации в помощь.
  21. Пауков В.С. Алкоголизм и алкогольная болезнь// Тер. Арх. – 2001.– №2. – С. 65 – 67
  22. Подростки и наркотики. Опыт исследования проблемы в школах Ульяновска: социологический очерк / Под редакцией Е.Л. Омельченко. – Ульяновск: УлГУ, 1999. 118 с.
  23. Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологического тренинга. – М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
  24. Трубицына Л.В. Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения, М, 1995 – 124 с.
  25. Фридман Л.С. Наркология М. 2000
  26. Что такое токсикомания. М., 1993.
  27. Эдеймиллер Э.Г., Юстицкий В.К. Использование игровой психотерапии для коррекции нарушений поведения у подростков // Психогигиена и психопрофилактика / под ред. М.М. Кабанова. – М., 1983.

Профилактика табакокурения и алкоголизма особенно среди детей и подростков — одна из наиболее актуальных задач современного российского общества. Если западные страны тяготеют к здоровому образу жизни и возврату к семейным ценностям, то в нашей стране последние десятилетия наблюдается обратная тенденция.

Курение изделий табачной промышленности и злоупотребление алкоголем в подростковой среде — это проблема и медицинская и социальная. Сегодняшний день предоставляет широкие возможности для интеллектуального развития молодежи, ее социальной самореализации. Именно эти возможности теряют подростки с девиантным поведением. Если в жизни человека на первый план выступает зависимость, он становится социально инертным, и направляет свои усилия на ее удовлетворение. С этой проблемой ни один социальный институт отдельно не справится. Для профилактики табакокурения и иных зависимостей важна государственная поддержка и усилия всех социальных структур, которые работают с молодежью.

Как возникает зависимость?

Причинами, по которым у человека развивается пристрастие к сигарете или желание принимать неограниченные дозы алкоголя, могут быть:

  • желание уйти от реальности;
  • желание стать социально желательной личностью (казаться взрослым, самостоятельным);
  • желание принять участие в социальном общении (в помещениях для курения люди делятся новостями);
  • сделать себе перерыв в работе (если человек просто дышит воздухом, он прогуливает, если курит — то это допустимый перерыв).

В подростковом возрасте, да и в более зрелом, человек сталкивается с ситуациями, которые вызывают у него дискомфорт, но повлиять на них он не может. Находиться постоянно в состоянии стресса, в угнетенном состоянии, испытывая моральную и психологическую усталость, сложно. И человек ищет выход, то есть способ изменить психологическое состояние. Иногда он находит продуктивные способы, но часто обращается к аддиктивному поведению (употреблению алкоголя, курению, наркотизации), после нескольких повторений аддикции становятся стереотипом. Если бегство от реальности становится доминантой, то способы ухода от нее — такие, как курение и прием алкоголя — становятся проблемой. Причем чем раньше ребенок изберет такой способ решения психологических проблем, тем вероятнее, что в будущем это приведет его к алкоголизму или он сделается заядлым курильщиком.

В детском и подростковом возрасте для курения и употребления алкоголя сильным стимулом является любопытство и желание подражать сверстникам и значимым взрослым. Обычно первая сигарета или стакан никакого удовольствия не вызывают, даже наоборот. Но желание выглядеть взрослым и страх показаться слабым заставляют это скрывать. Психологически человек с сигаретой, особенно в определенном возрасте воспринимается, как личность созревшая. Бутылка алкоголя и пачка сигарет — атрибуты взрослого мужчины или самостоятельной бизнес-леди. Этому учит современный кинематограф. Поэтому подростки, желающие приобщиться к миру взрослых, пробуют и то, и другое. Затем развивается алкоголизм и зависимость от табака.

Последние два пункта перечня взаимосвязаны и относятся больше к взрослому населению. Если человек в рабочее время стоит в коридоре и разговаривает, это трата ресурсов, а если он курит, то удовлетворяет естественную потребность, как ест, например. Это неверно, но воспринимается именно так. Собираясь за столом с бутылочкой алкоголя или в курительной комнате с сигаретой, люди общаются. И те, кто воздерживается от употребления алкоголя или курения, оказываются изолированными от части общества, теряют большую долю полезной информации. Профилактика табакокурения, алкогольной зависимости и прочих аддикций должна быть комплексной и направленной на все указанные причины.

Методы профилактики

Все социальные институты должны принимать активное участие в борьбе с закреплением аддиктивного поведения у детей и подростков:

  • в семье не должно быть примеров такого поведения;
  • на государственном уровне должен существовать постоянный запрет на рекламу табачных изделий и алкоголя;
  • во всех учебных заведениях, начиная от ДОУ, заканчивая ВУЗами, должна проводиться пропаганда здорового образа жизни, спорта и физической культуры;
  • должны существовать программы, созданные на государственном уровне, которые занимаются информированием детей и подростков о вреде аддикций такого рода в доступной и интересной форме;
  • кинематограф должен принимать посильное участие в пропаганде здорового образа жизни;
  • должен быть контроль исполнения запрета на продажу алкоголя и сигарет несовершеннолетним;
  • контроль исполнения запрета на курение и распитие алкоголя в общественных местах и на улице.

В определенном возрасте родители для ребенка являются идеалом, которому он следует, и учатся дети методом подражания значимому взрослому («делаю, как ты»). Дети, чьи родители являются приверженцами здорового образа жизни, ведут активную, полную интересных увлечений жизнь, редко приобретают аддикции и девиации поведения. Они видят пример родителей, у них много интересов, удовлетворение которых требует сил и времени. Меры профилактики табакокурения и алкоголизации молодежи начинаются с семейного воспитания. Они должны поддерживаться в садике, школе, институте.

Социальные меры как профилактика табакокурения

Если на уровне государства будет проводиться политика, что быть здоровым, сильным и умным — это не просто хорошо, но и модно, и престижно, то со временем число курящей и пьющей молодежи будет уменьшаться. Социальная профилактика невозможна без участия в этом процессе средств массовой информации и кинематографа. В детском и подростковом возрасте, когда персонажи, любимые литературные и киногерои являются идеалом, примером для подражания, а их образ включает прием горячительных напитков и постоянное курение, никакие советы родителей или учителей не окажутся сильнее такого стереотипа героя.

Согласно имеющимся данным, не все курильщики нуждаются в медикаментозной терапии. Эта категория составляет около 15%, остальным нужна помощь психолога или психотерапевта. Для некоторых людей значимым фактором является демонстрация вреда, наносимого никотином. После нее они даже могут на какое-то время оставить свое пристрастие, в этот момент нужны советы специалиста, который подскажет, как закрепиться в этом состоянии и не вернуться снова к сигарете или стакану, а также чем можно заменить пагубную привычку, как переключать свое внимание на другие интересы и т.д. Не всем достаточно бесед, но проводить их нужно регулярно, для какого-то количества людей этой капли будет достаточно, чтобы отказаться от алкоголя или табака. Профилактика алкоголизма и табакокурения должна проводиться начиная со школьной скамьи.

Виды профилактики

Профилактика алкогольной, табакокурения и прочих аддикций может быть первичной и вторичной. Первая направлена на то чтобы поддержать у молодых людей отсутствие желания курить. Такая профилактика проводится с раннего детства, когда формируются стереотипы мировосприятия, мышления и поведения. На этом этапе необходимо закладывать:

  • отношение к вредным привычкам;
  • основы рационального питания;
  • отношение к труду и отдыху.

Вторичная профилактика табакокурения и алкоголизма направлена на прекращение распространения аддикций среди подростков и отказ от вредных привычек теми детьми, которые уже пристрастились к табаку и алкоголю. При работе с подростками важно учитывать особенности личности каждого молодого человека и интенсивность давления со стороны сверстников, особенно пользующихся авторитетом.

Для людей, которые хотят бросить курить разработано много методик. Если решение созрело, то помочь может и обыкновенная русская баня, которая хорошо очищает организм и помогает снять стресс. Это и массаж шиатцу, и специальные дыхательные методики (например, по Бутейко). Благодаря им меняется электролитический баланс организма и снижается тяга к курению. Незаменимую помощь оказывает акупунктура. Некоторым помогает такой простой способ, как рассасывание леденцов.

Основой профилактики является активизация желания вести здоровую полноценную жизнь.

Источники: http://www.kazedu.kz/referat/140760/1, http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/03/22/profilaktika-tabakokureniya-i-alkogolnoy-zavisimosti-u-podrostkov, http://nekuru.com/how/profilaktika-tabakokureniya.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *